V/A "Riefenstahl"

1996 2CD VAWS


CD1:
1. The Protagonist "The Puritan"
2. Strength Through Joy "Ways To Strength and Beauty"
3. Turbund Sturmwerk "Gebundenheit"
4. Voxus Imp. "Donnerstag"
5. Von Thronstahl "Mitternachtsberg"
6. Vatican's Children "Der Erloeser?"
7. Forthcoming Fire "Brave New Sunday (Die Auferstehung - Mix)"
8. Allerseelen "Sturmlied"
9. Nothwende "Nothwende (Das Ewige Rad)"
10. Death In June presents Kapo! "Kopfjaeger"

CD 2:
1 Rueckgrat "Der Freie Wille"
2. Forthcoming Fire "Germania Incognita (Schwarze Sonne - Mix)"
3. Nothwende "Katharis/Katarsis"
4. Preussak "Eisiger Sturm"
5. Andromeda Complex "Antifeministe (Maedchen in Uniform)"
6. Lady Domino "Eternity 222 (The Time of My Suffering)"
7. Projekt Blauland "Erstikt (Natural)"
8. Von Thronstahl "Wider Die Masse"
9. Preussak featuring Skuld "Schwarz Wird Die Sonne (Das Taglichts Toeter - Mix)"
10. PP? "Vive La France"
11. Andromeda Complex "Vexillifera Mortifera"
12. Tombstone "The Bleeding Eyes"
13. Swirling Swastikas "Schatten Des Geistigen Niederganges"
14. Timothy Moldrey "Forgiveness I."
15. Valmara 69 "Der Eiserne"

Total time: 127.21

Два диска в картонной обложке формата А5. Плюс 120-страничный буклет, а фактически - целая книга, в которую включены самые разнообразные материалы - от цитат классиков негуманистического толка (Платон, Фихте, Вагнер, Ницше, Достоевский, Эвола...) до текстов песен, диско- и фото-графий контрибуторов. Два десятка страниц отведено под cвоеобразную выставку достижений "Независимого европейского авангарда" в виде стихотворений, рисунков и художественных снимков (следует отметить, что значительная часть графического материала пронизана мотивами свастики, кельтского креста и рун). Непосредственно Лени Рифеншталь посвящены всего 3 статьи - редакционная "передовица" и следующие сразу за ней эссе Кадмона (aka Allerseelen) и Turbund Sturmwerk. Главным предметом двух последних является фильм "Das Blaue Licht", о содержании которого я могу судить только по интригующему фрагменту одной из статей: "Eden. Ekstase. Enigma. Erotik. Ewigkeit. Existenz".

Более двух часов аудиозаписей оставляют ощущение черно-белого документального кино, идущего без какого-либо комментария или авторского текста. Медленно всплывают и сменяют друг друга образы, неодинаковые и даже противоречивые по своему характеру и настроению, снятые множеством камер и под самыми разными ракурсами, но смонтированные в один завораживающий видеоряд, не требующий дополнительных пояснений... Временами режут глаз очевидные шероховатости монтажа, не до конца продуманный или не совсем обоснованный выбор кадров, но я смог бы выделить не более пары портящих общую картину моментов.

Компиляция открывается великолепным неоклассическим треком The Protagonist с пронзительно скорбной главной темой, сопровождаемой мощными милитаристскими барабанами - сочетание удивительным образом передающее и отчаяние и надежду одновременно. Периодически повторяются, выхваченные из фильма "Повелитель иллюзий", изречения - "я вернулся, чтобы научить вас мудрости могилы", "я рожден, чтобы уничтожить мир...". (Протагонист - едва ли не единственный участник данной компиляции, имеющий выход в сеть, мне удалось взять у него небольшое интервью для включения в рецензию, но впоследствии пришлось отказаться от этой идеи дабы не быть несправедливым к остальным музыкантам. Так что, извини, Магнус !). Далее следуют Strength Through Joy с донельзя прочувствованной и проникновенной песней, инструментальный вариант которой, впоследствии попал на Terra Serpentes. Кроме ценного художественного вклада, Левиафан также поделился самой краткой и точной формулировкой концепции Riefenstahl: "Пути к Силе и Красоте". Но об этом чуть ниже. Turbund Sturmwerk представлен ремиксом "Styrmsal" - одного из треков своей первой LP. Снова неоклассика, на сей раз - со значительным уклоном в сэмплерную технику. Своего апогея уклон этот достигает в композициях Voxus Imp., Von Thronstahl и, наконец, Vatican's Children. В первом случае преобладают сэмплы из произведений классической музыки - фрагменты ликующих оперных арий и куски каких-то могучих симфоний. Von Thronstahl настраивает на более спокойный, почти медитативный лад, из которого слушателя буквально выдергивают агрессивные шумы Vatican's Children; в их какофонии отчетливо различимы барабанная дробь, искаженные гортанные выкрики беснующегося на трибуне оратора и рев толпы, установить историческое происхождение которых не составляет труда. Инструментальная композиция Forthcoming Fire вновь заставляет меня прибегнуть к термину "неоклассика". В полном соответствии со своим названием, этот трек звучит настоящей песней триумфа. Allerseelen в очередной раз ремикшировал свою "Sturmlied", тем самым подтвердив, что действительно гениальную вещь никаким миксом испоганить просто невозможно. Первая из двух композиций Nothwende, по-моему, сыграна на виолончелях и над нервными, отрывистыми ударами смычков колеблется угрюмо-угрожающий голос вокалиста. Kapo! завершает первую часть компиляции немецкой версией "Headhunter". Изменения коснулись не только языка, но и манеры исполнения. И еще более живописными, почти кинематографическими, стали звуки бэкграунда - лай собак, окрики, автоматные очереди...

Несмотря на наличие сильных треков, второй диск кажется менее интересным - из-за откровенного засилия на нем техно и synth-pop. Торжественному и мрачному настрою первой части здесь противопоставлена достаточно бодрая и энергичная, едва ли не танцевальная музыка со средним ритмом в 120 ударов в минуту. Это касается и уже отметившихся более сдержанными материалами Forthcoming Fire, Von Thronstahl и Nothwende. Исключения составляют Rueckgrat со своим варевом из doom, oi и metal, одна из вещей Andromeda Complex (а именно 11-й трек, с типичной для Анджело Бергамини комбинацией меланхоличных клавишных пассажей и утомленного женского вокала) и следующие единым саундскейпом амбиентные пьесы Tombstone, Swirling Swastikas и Timothy Moldrey. Из "техно"-вещей хочется отметить 2 работы Preussak (насколько я понял, за этим проектом стоят те же люди, что и за Forthcoming Fire, Von Thronstahl, и за лейблом VAWS). В подобной музыке трудно добиться оригинального звучания, но Preussak с этой задачей справился. Особенно хорош трек с задушевным голосом Skuld - вполне мило и эротично. По-своему и в разной степени любопытны Lady Domino, PP?, Projekt Blauland и Valamara 69, музыкальные упражнения которых роднит интенсивное использование электроники и ярко выраженная романтическая ориентация.

Мечтатели-романтики и мрачные мизантропы, "политические элементы" и аполитичные индивидуалы, "новые правые" и левые экстремисты... Возобладал, конечно же, консервативно-революционный пафос: "Чувство против Разума", "Культура против Цивилизации", "Народ против Общества", etc... Но совершенно очевидно, что участников компиляции сближает не он, а великое кино Лени Рифеншталь. Кино, в котором главные роли принадлежат Силе и Красоте...