Can


Основана: 1968, Cologne, Germany.
Прекратила существование: 1978.
Собрана заново: 1986.
Первоначальное название: Inner Space.
В первоначальный состав группы вошли: клавишник и органист Irmin Schmidt, до этого восемь лет обучавшийся в академии мастера электронной музыки Karlheinz Stockhausen, а затем работавший дирижером театрального и симфонического оркестров; гитраист Michael Karoli, игравший до этого в различных джаз- и поп-группах; басист Holger Czukai, также долгое время проработавший в студии с Штокхаузеном и другими известными электронщиками; барабанщик Jaki Liebezeit, до этого игравший у знаменитого джазмена Chet Baker и в группе Manfred Schoof Quintet и американский черный вокалист Malkolm Mooney, игравший также на акордеоне, кларнете и перкуссии, и выступавшего вместе с собственной вокальной группой The Six Fifths. Первым выступлением этой новой немецкой супер-группы стал концерт на выставке современного искусства в Schloss Nvrvenich недалеко от Кельна. Там же была сделана и первая запись, изданная в 84-м году французским лэйблом Tago Mago под названием "Prehistoric Future". Группа была создана на основе дуэта Чукай/Шмидт, действовавшего с 67-го года. C самого начала Can сделали принципиальную установку на независимость от структурированного шоу-бизнеса и записывались в собственной студии Inner Space, располагавшейся в старом здании кельнского кинотеатра, активно экспериментируя с аналоговыми синтезаторами, драм-машинками, коллажами из записанных шумов, пленочными лупами и электронными эффектами, соединяя элементы современного джаза, академического авангарда, мелодизм народной музыки
стран Ближнего Востока, африканскую полиритмию и импровизации в духе психоделического рока и делая мощный вклад в то, что, впоследствии, было названо "краут-роком". Большая часть их альбомов также вышла на собственном лэйбле Spoon Records через более крупные фирмы (Virgin, Mute etc.). Первым студийным альбомом Can стал, записанный в том же 68-м году, "Prepared To Meet Thy Snoom", однако группа не смогла
наладить его издание и дистрибьюцию и он увидел свет только в 81-м под названием "Delay 1968". Первым студийным официальным релизом Can стал, записанный в 69-м году, альбом "Monster Movie". Половину альбома занимала 20-ти минутная композиция "You Do Right", сделанная на основе крайне необычного для мира рок-н-ролла ритма и напоминавшая шаманский ритуал нового племени электронного века. Альбом разошелся тиражом 500 экземпляров и окончательно упрочил репутацию группы в кругах немецких
музыкальных авангардистов. После этого альбома на группу посыпались предложения на запись музыки к фильмам и телепостановкам. Наибольшей удачи на этом поприще Can достигли спустя два года, записав музыку к немецкому детективному телесериалу "Нож". Этот саундтрэк вышел в виде сингла "Spoon" и в течение года разошелся в Германии тиражом 200 тысяч экземпляров. Он же стал одной из первых музыкальных пьес, на которой одновременно играют драм-машина и живой барабанщик. В 70-м году,
в процессе работы над альбомом "Soundtracks", включившем большую часть записанной к тому времени группой музыки для кино, на смену Малькольму Муни пришел японец Damo Suzuki, кроме вокала владевший также гитарой, кларнетом и саксофоном и уже в течение четырех лет выступавший по городам Европы, как уличный перформансер. Вместе с приходом Судзуки и из-за его специфической манеры пения, напоминающей медитации буддистского монаха или крики сражающегося самурая, изменилось и звучание
группы, особенно живых выступлений - сторону более грязного и агрессивного. В 71-м году вышел двойной альбом "Tago Mago", во время записи которого группа впервые применила свой, ставший потом фирменным, прием "промежуточной записи", т.е. музыканты записывались не только во время студийных сессий, но и в промежутках, во время настройки инструментов и аппаратуры и т.д; это создавало определенную психоделическую атмосферу и многие из этих записей также микшировались с основным альбомным материалом. В конце 71-го года группа переехала в новое помещение и приступила к строительству
новой студии. Там же был записан и новый альбом "Ege Bamyasi", в который, кроме нового материала, были включены сингл "Spoon" и "Vitamin C" - саундтрэк к голливудскому фильму "Dead Pigeon" режисера Samuel Fuller. В 73-м году Судзуки покидает группу (по разным версиям из-за проблем с наркотиками и из-за женитьбы и проблем с женой) и музыкальную сцену вообще. Его возвращение в музыку состоялось только десять лет спустя, когда он присоединился к немецкой группе Dunkelziffer. Can начали искать нового вокалиста, однако после прослушивания многих кандидатур остановились на том, что его функции по очереди будут исполнять Кароли, Шмидт и Чукай. С уходом Судзуки, музыка группы стала опять более ровной, спокойной и чистой. В 74-м году вышел альбом "Soon Over Babaluma", впервые записанный в стерео без использования мультитрэкинга. Композиция "Quantum Physics" с этого альбома, возможно, благодаря
механистическому стучанию Либецайта и саундскейпам доисторического синтезатора Alpha 77, является первой техно-эмбиент композицией. В 75-м году группа обзавелась своим первым профессиональным 16-ти дорожечным мангнитофоном и альбом "Landed" стал первым действительно профессионально сведенным альбомом группы. Кроме того, на нем впервые с Can играл приглашенный музыкант - им был саксофонист Olaf Kubler из Amon Duul. К 76-му году музыканты обнаружили, что с начала деятельности группы в студии накопилось довольно большое количество неиспользованных фрагментов и "промежуточных записей". В 76-м году они объединили это все в альбом и издали под названием "Limited Edition". Альбом пользовался достаточно большим спросом и его расширили и переиздали как двойной альбом "Unlimited Edition". В том же 76-м вышел альбом "Flow Motion", музыка которого была написана под сильным влиянием регги. На альбоме нет ни одной конкретной регги-композиции, однако музыканты группы в то время увлекались регги и изучали специфические для этой музыки приемы игры на разных инструментах. Некоторые из композиций этого альбома получились танцевальными и диско-фьюжн "I Want More" поднялась до высоких мест в британских чартах. Во время съемок для британского телевидения Can познакомились с английской группой Traffic и двое из ее музыкантов - Reebop Kwaku Baah и Rosko Gee вошли в постоянный состав группы. В это время Чукай активно работал над созданием новых приемов студийной записи и, по его словам, многие из них не смогли бы быть осуществлены без участия новых членов группы. В 78-м году группа покинул группу, без него был записан альбом "Inner Space", переизданный впоследствии, как "Can" и группа прекратила существование. Все музыканты занялись сольной деятельностью. В 80-м году вышел сборник "Cannibalism",
включивший в себя вещи, записанные в период с 69-го по 74-й год, причем некоторые из них в измененных вариантах, в 90-м его продолжили "Cannibalism 2" (записи 74-78-го годов) и "Cannibalism 3" (сольные записи музыкантов группы). Чукай, вместе с Либецайт, японской певицей Phew и Conrad Plank (известный немецкий продюсер, начавший работать с Can, в качестве продюсера и студийного музыканта, еще с альбома "Tago Mago") в 81-м году пытался возродить группу, однако сделанная ими запись увидела свет только
в 91-м первом под ярлыком Phew/Czukay/Liebezeit/Plank. В 86-м году, по инициативе Малькольма Муни, группа собралась заново в первоначальном составе, дала серию концертов и в 89-м записала новый студийный альбом "Rite Time". С тех пор группа не функционирует, однако ходят слухи о возможном скором новом студийном альбоме.

Люди: Reebop Kwaku Baah, Holger Czukay, Rosko Gee, Michael Karoli, Jaki Liebezeit, Malcolm Mooney, Conrad Plank, Irmin Schmidt, Damo Suzuki

Дискография:

Prehistoric Future - 1968 (1984)
Delay 1968 - 1968 (1981)
Monster Movie - 1969
Deep End - 1970
Soundtracks - 1970
Tago Mago - 1971
Ege Bamyasi - 1972
Future Days - 1973
Soon Over Babaluma - 1974
Landed - 1975
Unlimited Edition - 1976
Flow Motion - 1976
Saw Delight - 1977
Out of Reach - 1978
Can - 1979
Rite Time - 1989

Внутренние ссылки:
Irmin Schmidt

Внешние ссылки:
Holger Szukay's own site
Can at Perfect Sound Forever
Spoon Records