Total time: 64.36
Странная работа самого странного и скандально персонажа скандинавского black-metal, а заодно и самого известного норвежского преступника последнего времени - автор проекта Burzum Варг Викернес (Varg Vickernes) в настоящее время отбывает самое длительное в Норвегии тюремное наказание (22 года) за убийство при отягчающих обстоятельствах. Собственно большая часть альбома "Filosofem" была записана в тюрьме, что очень хорошо заметно при прослушивании.
Первые четыре вещи альбома, на первый взгляд, сделаны достаточно близко к традиции black-metal и представляют из себя смесь бешено молотящих барабанов, максимально перегруженной гитары, монотонно выпиливающей закольцованные два-три рифа (никак не могу отделаться от ощущения, что это сэмплер, а не живой человек) и хрипящего, сильно дисторшированного вокала. Однако, при более внимательном прослушивании, в этих вещах можно обнаружить и какие-то моменты (к примеру, очень красивые минималистические клавишные, идущие фоном), выводящие альбом далеко за пределы стиля. Недаром многие поклонники традиционного black-metal интуитивно восприняли этот альбом в штыки. Последние две вещи альбома к "металу" уже не имеют вообще никакого отношения и стилистически представляют из себя скорее ambient. Так "Gebrechlichkeit II" является некоей смесью ранних эмбиентных экспериментов Брайана Иноу, происходящих на фоне какого-то шумового генератора, а "Rundgang..." - завораживающая 23-х минутная минималистическая композиция, навевающая мысли о времени, струящемся сквозь сырые стены мрачной тюремной камеры.
Total time: 39.13
Хотя этот альбом и начал анонсироваться почти за год до его выхода, в него уже почти никто не верил - что можно ожидать от человека, который уже четыре года отсидел в тюремной камере и еще 19 лет будет там сидеть. Однако альбом все же вышел и Викернес на нем, как и на предыдущем, опять выдал то, что от него никто не ожидал (собственно тюрьма, особенно при подобных сроках пребывания в ней, наверное является тем местом, в котором меньше всего хочется думать о комерции и конъюктуре. И если воспринимать музыкальное развитие Викернеса, как отражение его развития духовного, то тюрьма явно пошла ему на пользу - да он и сам постоянно говорит об этом в своих интервью). На этот раз металических тем на альбоме нет даже при ближайшем рассмотрении. Музыкальный материал представляет собой великолепный "dark-wave", причем, в отличие от многих, возникающих сейчас на волне новой моды, как грибы после дождя, дарквэйвовых групп (я их называю толкиенистами), обладающий очень большим зарядом и глубоким настроением. Много виолончелей, скрипок и ритуальных барабанов (все конечно синтезированное), много сложных, насыщенных и, в тоже время, минималистических мелодий. От предыдущего альбома идут меланхоличные клавиши, периодически прорезающиеся посреди совсем уж разбушевавшегося оркестра (в этом отношении самая длинная на альбоме "Illa Tidandi" несколько напоминает "Gebrechlichkeit II"). Отличный альбом. Хочется только пожелать Викернесу и дальше не сломаться в тюрьме и выпустить также и новый, еще более великолепный альбом.
Total time: 33.47
Третий альбом, записанный Варгом Викернесом в тюрьме и второй, сделанный в дарквейвовом ключе, в продолжение мощного предыдущего "Daudi Baldrs". Однако на этот раз с музыкой произошла какая-то осечка. По форме альбом представляет из себя все тот же крайне минималистический "dark-wave", однако все сделано какими-то гораздо более дешевыми звуками и сэмплами (трудно, конечно, ожидать, что в тюрьме у Викернеса крутая модная студия, но, тем не менее, слух сильно режет) и, что самое печальное, сам по себе альбом звучит как-то более скучно и неинтересно. Да, здесь есть все та же меланхолия и тоска, есть, хотя и в меньшей степени, боевой заряд, но нет чего-то более главного. Такое ощущение, что альбом составлен из кусков, записанных в процессе работы над "Daudi Baldrs" и, по началу, забракованных. Печально, если это признак конца, но, возможно, просто разовая неудача. А Викернесу, тем временем, сидеть еще 17 лет.