The Legendary Pink Dots "Chemical Playschool 8+9"

1995 2CD (TEKA834) 
CD #1

1. A Triple Moon Salute
2. Cease Your Lonely Mourning
3. Little Oyster
4. Catch A Match. A Bang Bang. A Flashing Fist O’Crackerjack. A Smack. A Lick. A Char Char. You’re All Burned Out.
5. Invaders In The Raita
6. The Artificial Silence
7. A Chrome Zone In Powder Park
8. Pandora’s Socks
9. Andromeda Suite
10. Pastorial

CD #2

1. A Pause In A Melancholy Silence
2. Burned At The Steak-House
3. New Shoes
4. I Dream Of Jeannie
5. She Gave Me An Apple
6. Stirred But Not Shaken
7. The Ballad Of Ron & Popo
8. Where No Man
9. Premonition 7

Общее время — 132.06

Band line-up: The Silver Man, Niels Van Hoornblower, Edward Ka-Spel, Martin De Kleer, Father Pastorius, Cevin Key, Elke Skelter, Raymond Steeg, Ryan Moore, Maria, a brass band and Calyxx.

Первый на WSD и один из наиболее монументальных альбомов Легендарных Розовых Точек. Голландские наркоманы успешно продолжают развитие новой психоделической музыки. Пронзительные гитарные пассажи сливаются с декадентским треньканьем разбитого пианино, одна композиция плавно перетекает в другую, амбиэнтные обрывки сменяются вполне рок-н-рольными мелодиями... Какие-то места вдруг начинают напоминать что-то старое и до боли знакомое — ранний Pink Floyd, Zappa, Can, и, опять вдруг все сменяют современные техно- ритмы. Голос беглого англичанина Ka-Spel’a издевается и манит куда-то за собой. Ка-Спел хитро подмигивает и вдруг падает в пропасть боли, стонет, кричит, а потом, также легко выныривает обратно и опять, мрачно ухмыляясь, продолжает изрекать свои псевдо-философские откровения.

Каждый компакт завершается длинными амбиэнтными композициями (“Andromeda Suite” — 25 минут и “Premonition 7” — 22 минуты). На мой взгляд, единственная неудача альбома. Совершенно не вяжутся с остальной музыкой и разрушают всю концепцию. Такое ощущение, что эти вещи были написаны в другое время и отдельно от всего альбома. После буйства боли и веселья основной части первого компакта, холодные электронные волны “Andromeda Suite” полностью меняют все настроение и второй компакт воспринимается уже не как продолжение первого, а как отдельный альбом. Если бы не это, альбом можно было бы назвать одним из лучших у LPD.


The Legendary Pink Dots "Remember Me This Way"

1996 EP Soleilmoon Recordings (SOL31CD)

1. Remember Me This Way (full length version)
2. Beautiful Machine
3. Anastasia
4. Day Zero
5. Damien (remix)

Martijn de Kleer - guitars, drums
Ryan Moore - bass, drums, percussion
The Silver Man (Phil Knight) - keyboards
Edward Ka-Spel - vox, keyboards
Raymond Steeg - sound tools
Niels van Hoornblower - horns

Сингл к альбому "From Here You'll Watch The World Go By" (вообще синглы LPD пересчитать по пальцам одной руки, этот буквально второй или третий; кстати, интересно, в чем состоит смысл издания альбомных синглов, кроме как в рекламе и нельзя ли по их количеству измерять степень коммерциализации и попсовости группы?). На вкус, один из лучших (если вообще не лучший) релиз LPD. Из альбома здесь собственно две вещи - "Remember Me This Way" (полнометражная версия) и ремикс "Damien", наверное две лучшие вещи альбома. Остальные, на данный момент, ни в каком другом виде не издавались.

Сингл продолжает традицию специфического, ни на что не похожего прогрессива от TLPD (хорошо, что здесь нет этих их эмбиентных вещей - на тех альбомах, где они присутствуют, сразу ощущение от всего альбома теряется), но общем фоне выделяется довольно необычная, с каким-то латиноамериканским карнавальным ритмом, "Beautiful Machine". Сразу после нее, с не менее карнавальным, хотя и более традиционным для TLPD ритмом, даже еще более веселая "Anastasia". Ну и балладная трагическая "Day Zero", не уступающая таким безумным вещам, как "I Love You In Your Tragic Beauty".


The Legendary Pink Dots "Hallway Of The Gods"

1997 The Terminal Kaleidoscope/Soleilmoon Recordings (TEKA555/SOL50CD)

1. On High
2. Mekkanikk
3. Sterre
4. Spike
5. All Sides
6. Harvest Babies
7. Lucifer Landed
8. The Hanged Man
9. The Saucers Are Coming
10. Destined To Repeat
11. Hallway

Total time: 62.58

Band line-up:
Qa'Sepel - voice, keyboards, destroyed lyre;
Silverman - keyboards;
Niles van Hoornblower - horns, flute, electric horns;
Ryan Moore - acoustic & electric guitar, bass, drums, theremin;
Atwyn - electric guitar, squeltch bass;
Frank Verschuuren - sound devices;
Nienke - lady voice;
Calyxx - little voice.

После двухсполовинойгодичного перерыва, заполненного переизданиями старых "tape only" релизов, TLPD выпустили новый полнометражный номерной альбом. Трудно написать что-то новое о группе, которая, в течение уже почти двадцати лет, регулярно записывает и выпускает ровные, одинаково замечательные альбомы, в своем собственном оригинальном стиле. Хотя некоторые изменения конечно есть. Например добавились некоторые модные штучки - иногда вдруг пробивается то трип-хоповый, то брейкбитовый ритм, иногда вдруг выплывает ненадолго модный изилистининговый плавающий звучок старого аналогового синтезатора, а то и чем-то эйсид-джазовым повеет. И все это, естественно, сквозь совершенно характерный TLPD-саунд, сквозь завывающую и стонущую прогрессив-гитару Мартина Клира. А поверх всего, естественно, пробирающий до мозга костей голос Каспела.

А еще меня очень развеселила "The Saucers Are Coming" - мне даже подумалось, что у TLPD много общего есть с The Residents (тоже не менее безумные почитатели летающих тарелок).


The Legendary Pink Dots "Chemical Playschool 10"

1997 Soleilmoon Recordings (SOL57CD)

1.Scarlet Wish (1997)
2. Inside (1993, 1996)
3. Colour Wheel (1996)
4. The Disaster Area (1992)
5. Nouveaux Modes Exotiques (1993, 1996)
6. Glasshouse (1997)
7. The Man With The Cut-Glass Heart (1997)
8. Little Romeo (1993)
9. Kleine Juliet (1992)
10. Sausers #1 (1996)
11. Premonition 19
12. Wonderdome (1997)

Total time: 68.45

Band line-up:
Qa'Sepel - vox, keyboards, drones, tapes;
Silverman - keyboards;
Niles van Hoornblower - horns, flute, electric horns;
Ryan Moore - acoustic & electric guitar, bass, drums, theremin;
Atwyn - electric guitar, squeltch bass;
Frank Verschuuren - sound devices;
Nienke - lady voice;
Calyxx - little voice.

Про LPD трудно писать каждый раз что-то новое. Почти все их альбомы безошибочно узнаются с первых же звуков, а стиль и манера, найденные почти 20 лет назад, остаются неизменными до сих пор. И все же постоянно что-то неуловимо меняется и каждый новый альбом ощущается, как новое свежее откровение. Они начинали во времена большого взрыва, происходившего на экспериментальной сцене, в то время, когда десятками появлялись все те группы, которые сейчас уже стали классикой современной музыки. Но большинство из них выдохлось или выдыхается прямо сейчас на наших глазах. Альбомы, если они все еще выходят, становятся один скучнее другого, основным занятием музыкантов становится штампование скучнейших и неотличимых один от другого ремиксов и издание сборников синглов и малоизвестных версий старых хитов. С одной стороны LPD тоже приняли активное участие во всей этой ностальгической вакханалии и за последние 2-3 года выдали на гора целую охапку переизданий старых редких альбомов, но, вместе с тем, они неутомимо продолжают выпускать как полностью новые альбомы, так и сольники музыкантов. И, как я уже писал, они одни из немногих представителей своего поколения, чьи новые альбомы со временем становятся только интересней и интересней. "Chemical Playschool #10" не совсем альбом - на нем собраны неиздававшиеся вещи, не вошедшие в предыдущие альбомы и накопившиеся за последние 6 лет. С другой стороны, эти вещи действительно раньше не издавались и никаких ремиксов. С третьей стороны собрано все именно как альбом и звучит очень цельно и концептуально. Есть здесь все, что можно представить под понятием LPD 90-х - и странные ритмы, соединяющие в себе психоделию 60-х с модными трип-хопом и драм-энд-басом и пронзительная "прогрессивная" гитара, и совершенно замечательные эмбиентные фрагменты и конечно фирменный, то смеющийся, то страдающий вокал Каспела, преподносящего новую дозу своей уникальной философии, прячущейся под маской псевдофилософского стеба, без которого LPD наполовину было бы не LPD. В общем, если кто-то еще не понял, альбом просто замечательный.


The Legendary Pink Dots "Under Triple Moons"

1997 ROIR (RUSCD8231)


1. As If
2. Splash
3. Submerged
4. Amphitheatre
5. Digital
6. Dying For The Emperor
7. Oceans Of Emotion
8. Small Anthem
9. Intruder
10.Premonition 2
11.Frosty
12.One For The Pearl Moon
13.The Whore Of Babylon
14.The War Of Silence
15.Garlands
16.A Lust For Powder (version apocalypse)
17. Punishment
18.Down From The Country
19.Premonition 1

Band line-up: April Iliffe, Edward Ka-Spel, The Silverman, Mick Marshall, Roland Callaway, Patrick Q. Paganini, Stret Majest Alarme

Сборник вещей 81-82 годов, до этого выходивших только на кассетах. Большая часть трэков взята с "Premonition", к ним добавлены несколько трэков с "Kleine Krieg" и "Chemical Playschool 1+2" и несколько, записанных в тот же период, но вышедших только на кассетном же сборнике 88-го года "Traumstadt 2". Соответственно, качество записи довольно среднее (ко второй половине, правда, становится получше). Средний типичный LPD - булькующая спокойная музыка аналоговых машинок, электронные барабаны, вкрадчивый, полубормочущий, специфический вокал Каспела, немного акустических гитар, редкие эмбиентные вкрапления, игрушечные психоделические баллады. Т.е. все примерно так, как на более известных "Faces In The Fire" или "Curse", только более усредненно. Хотя и на этом фоне заметно выделяются пара трэков - я имею ввиду великолепные "The Whore Of Babylon" и "A Lust For Powder". И, естественно, все, тем не менее, несет в себе живой дух LPD  и даже в таком виде отлично передает уникальность и оригинальность этой замечательной группы. Подборка сделана довольно ровная и концептуальная. Вряд ли представляет большой интерес за пределом узкого круга коллекционеров, хотя, возможно, это только из-за сравнения с другими, шедевральными альбомами, имеющимися у LPD в достаточном количестве - для другой группы, возможно, и этот альбом был бы высоким классом. Также очень интересно прослушать этот альбом сразу после какого-нибудь из последних - того же "Chemical Playschool 10" или "Hallway Of The Gods"; и обнаружить, что музыка LPD, казалось бы, оставшаяся прежней и ничуть не изменившейся, за прошедшие годы, незаметно для глаза, постепенно, изменилась чрезвычайно и перешла на совершенно новый качественный уровень.


The Legendary Pink Dots "Nemesis Online"

1998 Soleilmoon Recordings (SOL75CD)


1. Dissonance
2. Jasz
3. As Long As It's Purple And Green
4. Ghost
5. Under Your Wheels
6. A Sunset For A Swan
7. Is It Something I Said
8. Zoo
9. Fata's Faitful Punchline
10. Cheating The Shadow
11. Abracadabra
12. Slaapliedje

Total time: 58.22

Band line-up:
The Silverman - keyboards, loops, deveces;
Niels van Hoornblower - horns, flutes;
Ryan Moore - bass, drums, guitar, loops on tracks 1 and 11;
The Prophet Qa'Sepel - keyboards, voice, loops, destroyed lyre;
Edwin von Trippenhof - guitar and guitar mutations;
Frank Verschuuren - sound devices.

Produced by Frank Verschuuren and The Legendary Pink Dots.

В последние пару лет в LPD наполовину сменился состав, однако звучание не только не изменилось, и LPD не только плодотворно продолжают копать неиссякаемую жилу, найденную 20 лет назад - более того, на этом альбоме они неожиданно практически полностью избавились от разных модных штук, появившихся в их музыке в последние годы, и вернулись назад, к звучанию середины 70-х. Единственным легким напоминанием об увлечениях последнего времени являются, пожалуй, только (лучшие, на мой взгляд, на альбоме) "Zoo", имеющая довольно жесткий электронный ритм и почти трансовую структуру и почти танцевальная "Abracadabra" с так же жестким ломаным ритмом и  закольцованными нойзовыми сэмплами. Практически все остальное, даже в большей степени, чем обычно у LPD, уходит корнями в раннюю психоделию - трэк "Fata's Faitful Punchline" представляет из себя роскошную гитарную балладу, достойную раннего Pink Floyd; "A Sunset For A Swan" заканчивается длинным и мощным гитарно-нойзовым фрагментом, сделавшим бы честь и Faust; а "Cheating The Shadow" представляет из себя легкий и сентиментальный вальсок, переходящий в атмосферную и весьма странную пьесу, возможную, скажем, на каком-нибудь альбоме Henry Cow. Все это, естественно, с четко выраженной индивидуальностью и в собственном, легко узнаваемом стиле. В общем альбом просто отличный, хотя и хочется, чтобы присутствовало побольше интересных экпериментов. А LPD уже сейчас, несомненно, можно назвать одной из лучших психоделических групп в пост-роковой музыкальной истории.


Edward Ka-Spel 
"Down In The City Of Heartbreak And Needles. Volume 2."

1998 Soleilmoon Recordings (SOL60CD)

1. Even Now
2. Lady Sunshine
3. Find The Lady
4. Inferno
5. Illusion
6. The Man Who Never Was
7. Paradise Then
8. Atomic Roses
9. A Crack In Melancholy Time
10.The Fool With Spanners
11.Number Nine Number Nine Number Nine Number Nine

Special guests:
Lilly Ak - lady voice;
Elke Skelter - voice & synthesizer;
The Silverman - keyboards;
Christoph Heemann - sonic manipulation

В течение долгого времени я считал, что сольники Ка-Спела это, в принципе, те же LPD, только несколько скучнее и проще и слушать его имеет смысл только в качестве некоего довеска к LPD. Данный альбом заставил меня пересмотреть эту точку зрения. Во-первых, оказалось что сольный Ка-Спел может быть совершенно не хуже и не менее интересным, чем LPD. Во-вторых, я наконец-то смог для себя более-менее сформулировать, чем же сольный Ка-Спел отличается от альбомов LPD. Вкратце это звучит так: сольный Ка-Спел несколько более минималистичен, чем LPD и несколько более экспериментален. Кроме того, у него, правило, отсутствует этот коллективный хиппово-психоделический энтузиазм и по музыке слышно, что играет именно сольный альбом. Хотя, честно говоря, я и не взялся бы по случайным фрагментам отличить сольного Ка-Спела от LPD, но при сравнении разница довльно очевидна.

"Down In The City Of Heartbreak And Needles. Volume 2." представляет из себя вторую часть антологии редких вещей, но, как ни странно, на мой взгляд, звучит гораздо более убидительно, чем большинство полноценных альбомов. Первый трэк взят с двенадцатидюймовки 84-го года "Dance China Doll"; трэки 2, 3, 7 и 8 - с альбома 84-го года "Laugh China Doll", издававшегося только на виниле; трэки 4 и 5 - с десятидюймовки 93-го года "Inferno/Illusion"; шестой трэк - с семидюймовки 96-го года "A Man Who Never Was"; девятый трэк является переработанной версией одноименного трэка с альбома LPD 94-го года "9 Lives To Wonder"; трэки 10 и 11 раньше не издавались.

В целом - отличный альбом в легко узнаваемом стиле Ка-Спела. Несмотря на то, что несколько трэков взяты из довольно ранних релизов, качество записи и качество музыки на превосходном уровне. Из песенной части альбома (притом, что все трэки действительно отличные) особенно выделяется шикарная баллада "Atomic Roses". Песенный материал чередуется с эмбиентными саундскейпами, однако, возвращаясь еще раз к уже написанному, в процессе прослушивания альбома я обнаружил, что, в отличие от саундскейпов LPD, которые я лично на дух не переношу, эмбиент сольного Ка-Спела мне нравится и действительно производит впечатление - есть в нем некие глубина и мощь, в саундскейпах LPD, к сожалению, отсутствующие. И саундскейпы на этом альбоме занимают довольно значительную часть - сначала это отличные "Inferno" и "Illusion", затем гибридный трэк "A Crack In Melancholy Time", представляющий из себя отличную версию довольно известной вещи LPD, дополненной пространным безумно гудящим и свистящим вступлением, постепенно перетекающим в знакомую вещь с пронзительным рефреном Ка-Спела "Help me out, Help me out". Завершается сборник двумя совсем неиздававшимися, записанными живьем вещами, в которых эмбиентные саундскейпы перерастают в мощный индустриальный скрежещущий нойз, под конец постепенно угасающий и затихающий.


Edward Ka-Spel "The Blue Room"

1998 Soleilmoon Recordings (SOL87CD)

1. Scarlett Cross +
2. Supper At J's
3. A Roman Candle
4. Design Fault
5. Hotel Y
6. Cause And Fx
7. Mosquito Munch Fandango
8. Gemini
9. Shall We Share Water Brother?
10.The Blue Room

Total time: 60.23

Edward Ka-Spel - voice + instruments;
Lisa - voice on "The Blue Room";
Raymond Steeg - engineering, mixing, sound wizardry;
Frank Verschuuren - engineering on "A Roman Candle"

Почему-то этот альбом анонсировался как "более экстремальный, почти индустриальный", в результате вышел один из самых нежных и красивых альбомов LPD/Как-Спела. Большая часть материала песенная, много тихих поскрипываний, колокольчиков и вкрадчивых стрингов. Да, в некоторых местах присутствует довольно жесткий ритм (как в "Supper At J's") и действительно индустриальные (но не более, чем на других альбомах) нойзы (как в двенадцатиминутном трэке "Hotel Y"), но ритм, при всей своей жесткости, остается красивым, а нойзы только подчеркивают общую нежность альбома. Несомненно, один из лучших альбомов Ка-Спела. Хотя, при этом, можно сказать, что обычный Ка-Спел, как Ка-Спел. Меня вообще каждый раз сильно удивляет, как LPD и Ка-Спел умудряются практически не изменяясь от альбома к альбома, тем не менее, каждым новым альбомом вносить свежую и новую струю. Т.е. конечно прогресс существует - чтобы это обнаружить достаточно послушать современный материал и альбомы начала 80-х - но прогресс медленный и в последовательном прослушивании почти не заметный. И при этом, при кажущейся похожести одного альбома на другой, повторю еще раз, каждый новый альбом открывает какое-то новое пространство, какое-то новое измерение. Из самых забавных моментов "The Blue Room" - самый странный и веселый трэк альбома "Cause And Fx" неожиданно напомнил уже полузабытых The Residents, а заканчивается альбом неожиданным и монументальным дарк-вейвов почти в духе Cold Meat Industry.