Laibach "Jesus Christ Superstars"

1996 Mute Records
1. God is God
2. Jesus Christ Superstar
3. Kingdom of God
4. Abuse and Confession
5. Declaration of Freedom
6. Message from the Black Star
7. The Cross
8. To the New Light
9. Deus ex Machina

Orchestral and choir arrangements by Slavko Susenik Jr., english horn on 3 performed by Melina Todorovska, backing vocal by studio CD choir, guitar arranged and performed Peter Benko and Gregor Zemljic.

При прослушивании альбома у меня возникло ощущение, что последние несколько лет (начиная с "NATO" или даже "Kapital"), Laibach пытаются угнаться за некой модой в независимой музыке и каждый раз опаздывают совсем на немного. Предыдущий альбом "NATO" был сделан в жестком радикальном танцевальном ключе и вышел тогда, когда интерес к техно-музыке начал постепенно ослабевать. Музыкальной основой нового альбома является риффованный электро-индастриал в духе позднего KMFDM, бывшего на пике популярности еще менее, чем год назад, и опять альбом выходит в то время, когда интерес к этому направлению начинает потихоньку затухать. Однако при более внимательном прослушивании я обнаружил, что собственно к разряду электро-индастриала на альбоме можно отнести только две вещи - "Declaration Of Freedom" и "Message from the Black Star". Первые четыре же трэка, хотя и имеют элементы того же электро-индастриала, все же ближе к собственно Laibach времен "Opus Dei". Они сделаны хотя и безукоризненно, но полностью повторяют уже пройденное, полностью предсказуемы и несколько скучноваты. Но возможно, творчество Laibach вообще не имеет смысла обсуждать с музыкальной точки зрения. Кроме того, настоящим шедевром на альбоме является композиция "The Cross", представляющая из себя смесь электро-индастриала в собственном лайбаховском видении и, м.б. чего-то из new-wave. Естественно, что на альбоме не обошлось без кавер-версий, столь любимых Laibach, но, к счастью, на этот раз их не слишком много: "Jesus Christ Superstar" конечно версия заглавной темы из оперы Веббера/Райса, "God Is God" в оригинале принадлежит техно-группе Juno Reactor, а "The Cross" является ремиксом популярной песни Prince. "To the New Light" не очень сильно переработанная версия собственной песни Laibach с раннего альбома "Recapitulacija".

Концептуально альбом посвящен роли религии накануне нового тысячелетия и интерпретирует Иисуса, как киборга, подобного Робокопу или Судье Дреду и приходящего судить людей в этом облике.


Laibach "Occupied Europe NATO Tour 1994-95"

1996 Mute Records
1. N.A.T.O.
2. War
3. Final Countdown
4. Leben Heibt Leben
5. Sympathy for the Devil
6. Trans-National
7. Wirtschaft ist Tot
8. Geburt Einer Nation
9. Opus Dei

All tracks recorded live on 26 October 1995 at the Dakota DC 3 venue in Ljubljana, Slovenia.

Концертная запись. Первые три трэка ничем не отличаются от существующих на альбоме "NATO", в остальных чувствуется, что исполнение действительно концертное. "Sympathy For The Devil" исполнена в новой версии - из всех существующих эта самая тяжелая и приближается уже к электро-индастриалу a la Ministry.

Приятный альбом, слушается как "The best of Laibach" позднего периода в их творчестве, но наибольшее впечатление на меня произвел эпиграф: "Fuck Dayton, Laibach has a concert" (Graffiti in Sarajevo 21 Nov 1995, the day the peace agreement in Dayton was signed)" - чем-то напомнило классическое "Nevermind the bollocks, here's the Sex Pistols".


Laibach "M.B.December 21.1984"

1997 Mute Records


1. Sodba Veka (The Judgement Of The Century)
2. Ti, Ki Izzivas (You, Who Are Challenging)
3. Sila/Dokumenti (The Force/Documents)
4. Sredi Bojev (In The Midst Of Struggles)
5. Nova Acropola (The New Acropolis)
6. Dokumenti II (Documents II)
7. Tito
8. Dokumenti III (Documents III)
9. Dokumenti IV (Documents IV)

Отличный концернтник 84-го года, который можна ставить спрашивающим, что такое "настоящий" Laibach, не играющий бесконечные каверы, что такое "настоящий industrial" и задающим другие, столь насущные для нынешней молодежи, вопросы. Некоторые трэки выходили на других альбомах того периода, но "настоящий" Laibach тем и хорош, что каждое его выступление радикально отличается от другого и разные концертные версии одних и тех же вещей вполне можно слушать, как разные самотоятельные произведения. Конечно, тяжелый маршевый ритм, брутальный вокал, жесткие нойзы, все пропитано неповторимой лайбаховской тоталитарной эстетикой, расцвет которой как раз пришелся на 84-87-й года. Альбом можно сравнить с "Ljubljana-Zagreb-Beograd", "Recapitulacija" и "Nova Acropola" того же периода. Все звучит очень актуально и сейчас. В студийном творчестве Laibach опять большой перерыв и в ожидании нового студийного альбома вполне можно занять себя этого концертника. Причем я сильно сомневаюсь, что новый альбом будет лучше.